Элина Быстрицкая 10:30 - пятница - 24 Ноября 2017
  Народная артистка Советского Союза (1978) Имя Элины Быстрицкой стало легендой в 50-х годах  

биография. часть 1

Детство

Элина Быстрицкая в детстве Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в семье медиков. Росла среди мальчишек, очень любила играть в биллиард. С подругой и двоюродным братом для всего дома устраивала домашний театр, в котором зрительным залом была лестничная площадка, сценой - площадка между этажами, а закулисьем - балкон. В репертуар домашнего театра входил спектакль "Чапаев", в котором роль комдива играл двоюродный брат Элины, а она перевоплощалась в Петьку.

Перед самой войной отец Элины, капитан медицинской службы Авраам Петрович Быстрицкий, получил новое назначение — на Черниговщину, в город Нежин. В первые же дни войны окрестности Нежина превратились в арену ожесточенных боёв. Элина помогала матери в госпитале. Когда враг прорвал оборону советских войск, эвакуировалась в Астрахань. Здесь тринадцатилетняя Элина продолжила учёбу в школе, а всё свободное время проводила на курсах медицинских сестёр и работала во фронтовом передвижном эвакогоспитале санитаркой, а позже стала лаборанткой в клинической лаборатории.

Несостоявшийся медик и педагог


В ноябре 1944 года Быстрицкие вернулись в Нежин, так как киевский дом был разрушен при бомбёжке. Элина поступила в медицинский техникум, потому что этого хотела её семья. Учиться она начала сразу со второго семестра, как медсестра, окончившая краснокрестные курсы.

В медицинском техникуме работал драмкружок, в который Элина записалась с первых же дней обучения. Вскоре она начала заниматься ещё и в балетном классе при музыкальной школе с целью овладеть искусством пластического танца и научиться профессионально двигаться по сцене. И это ей удалось. Она так играла на сцене студенческого театра, что зрители буквально засыпали её аплодисментами, а кто-то из коллег советовал развивать свой талант.

В 1947 году Быстрицкая окончила медицинский техникум, прошла практику (приняла 15 родов, причем четыре из них с паталогиями), получила диплом акушера-гинеколога и твёрдо решила, что врачом работать не сможет, так как степень её сочувствия больным была так сильна, что она не способна была делать то, что требовалось от акушера.

Элина решает поступать в театральный, но отец был категорически против, поэтому в Киев поехал вместе с дочерью. Встретившись с ректором театрального института, Авраам Быстрицкий обратился к нему с единственной просьбой - объяснить его дочери, что в театральном институте ей делать нечего. Разговор с ректором завершился победой Авраама Быстрицкого - Элина отказалась от поступления в театральный и, вернувшись в Нежин, подала документы на филологический факультет местного педагогического института. Учась в педагогическом, Элина в душе ни на минуту не расставалась с мечтой стать актрисой, поэтому она продолжала заниматься балетом в музыкальной школе, а параллельно организовала там же свой танцевальный кружок, который вскоре победил на олимпиаде. За эту победу Быстрицкую наградили путёвкой в дом отдыха "Рабис", где отдыхали известные артисты. Там её выступление увидела актриса Наталья Александровна Гебдовская и посоветовала бросить филологию и идти в театр. Этот разговор и стал той последней каплей, которая переполнила чашу терпения Быстрицкой. Вернувшись в Нежин, она забрала документы из педагогического и в 1948 году поступила в киевский институт театрального искусства имени Карпенко-Карого на курс Л. А. Олейника.

Учёба в театральном и поиск работы


Элина Быстрицкая уже на первом курсе считалась одной из лучших студенток, и за свое усердие была награждена поездкой в Москву. Кроме того, она была одной из первых красавиц института, за что и страдала. Дело в том, что за ней пытались ухаживать многие студенты, но найти отклик в сердце неприступной красавицы практически никому не удавалось. Иногда самых назойливых поклонников приходилось останавливать пощёчинами. Последняя пощёчина привела к драматическим последствиям - Быстрицкую исключили из комсомола и едва не исключили из института. Кроме того, большинство её однокурссников прекратили с Элиной всякое общение. Быстрицкая была на грани самоубийства, от рокового шага её спас преподаватель Иван Иванович Чабаненко, вставший на её сторону.

Закончив институт Быстрицкая была распределена в Херсонский драматический театр. Забирать студентов приехал главный режиссёр театра Павел Морозенко. При этом он повёл себя так, как будто был султаном, набирающим девушек для своего гарема. Увидев красавицу Быстрицкую, он ткнул в неё пальцем и с ходу назначил ей свидание у ресторана "Спорт". Элина отказалась, что очень не понравилось режиссёру. На следующий день Элина начала искать себе другую работу.

В те дни в Киеве гастролировал Театр имени Моссовета, и Быстрицкой удалось уговорить главного режиссёра зачислить её в труппу, однако завистливые однокурссники завалили Театр имени Моссовета анонимными письмами, компрометирующими Элину. В результате в театр её так и не взяли. Быстрицкая стала искать возможность устроить свою творческую карьеру в Литве, где она гостила у родителей. Так она попала в труппу Вильнюсского драматического театра.

Театр


В Вильнюсском драматическом театре Быстрицкая служила три сезона. Её первой ролью на сцене этого театра стала Таня в одноименной пьесе А. Арбузова. Затем были и другие роли: Варя Белая в "Порт-Артуре" И. Попова и А. Степанова, Аленушка в "Аленьком цветочке" П. Бажова, Ольга в "Годах странствий". В "Тане" и "Годах странствий" она играла врачей, хорошо зная людей этой профессии по фронтовому эвакогоспиталю.

В 1955 году судьба подарила Элине Авраамовне встречу в Доме кино с Фаиной Раневской. Для спектакля "Белый лотос", где главную роль должна была играть Раневская, не могли найти молодую героиню. Раневская предложила дирекции взять на эту роль Быстрицкую. Так Элина была зачислена в труппу театра им. Пушкина. Но эта работа не состоялась. Начались съёмки "Тихого Дона", и после их окончания Быстрицкая так туда и не вернулась.

Не будь успеха в кино, Элина Авраамовна так и не решилась бы прийти в Малый театр. В 1958 году осуществилась ее давняя мечта - она была принята в труппу знаменитого Малого театра. Слава киноактрисы осталась за порогом. Быстрицкой пришлось опять держать экзамен на артистическую зрелость. Её дебютом была роль леди Уиндермиер ("Веер леди Уиндермиер" О.Уайльда, 1959 г.). Она точно почувствовав горьковатую иронию О.Уайльда, сумев раскрыть искренность чувств своей героини. Быстрицкой довелось работать с замечательными режиссёрами: Леонидом Варпаховским, Борисом Бабочкиным, Виктором Комиссаржевским, Петром Фоменко и другими. Ей посчастливилось играть на сцене со "стариками" Малого театра: Михаилом Жаровым, Михаилом Царевым, Еленой Гоголевой, Верой Пашенной, Николаем Анненковым и многими другими. Она никогда не считала зазорным учиться у них. И в этом её счастливый дар, совпавший с природным актёрским дарованием. Работы Быстрицкой в театре всегда отличают умение в совершенстве владеть словом, завершенность формы, пластическая точность. Вдумчивость, стремление к законченности формы, четкость в работе были присущи ей ещё в молодости. Элина Авраамовна обладает особым даром - даром сценической красоты, при этом наделяя героинь своим интеллектом и умом. Какие бы роли в русском и западном репертуаре ни играла Быстрицкая, её героини - яркие, незаурядные личности. Среди них: Юлия Филипповна ("Дачники") Горького, Лидия ("Бешенные деньги" А.Н.Островского), Панова ("Любовь Яровая" К.Тренева), Глафира ("Волки и овцы" А.Н.Островского), Мария ("Выбор" Ю.Бондарева), Софья Марковна ("Старик"), герцогиня Мальборо ("Стакан воды" Э.Скриба), Пелагея ("Фома Гордеев"), баронесса Штраль ("Маскарад" М.Ю.Лермонтова), Паула Клотильда Клаузен ("Перед заходом солнца" Г.Гауптмана), Ксения Ивановна ("Палата" С.Алешина), Анна Петровна ("Иванов" А.П.Чехова), Мартынова ("Главная роль" С.Алешина), Мэри ("Долгий день уходит в ночь" Ю.О'Нила), Отрадина и Кручинина ("Без вины виноватые" А.Н.Островского) и другие.

[ Часть 1 ] • Часть 2Часть 3



© 14.06.2012-2017 Копирование информации разрешено только при ссылке на сайт elina-bystritskaya.ru