Элина Быстрицкая 01:19 - суббота - 24 Июня 2017
  Народная артистка Советского Союза (1978) Имя Элины Быстрицкой стало легендой в 50-х годах  

биография. часть 2

Роли в кино


Элина Быстрицкая в фильме 'Тихий Дон' Впервые Быстрицкая вышла на съёмочную площадку в 1948 году. Дело было так. Решив подработать, она отправилась на Киевскую киностудию, и получила крошечную роль в фильме Игоря Савченко "Тарас Шевченко". Однако во время съёмок ей не повезло. Её героиня должна была танцевала зажигательный танец в хороводе с другими девушками. Но если у всех танцевавших оказались сапожки красного цвета, то Быстрицкой выдали чёрные. В результате режиссёр попросил вывести её из числа танцующих, и эпизод доснимали без неё. После постигшей её неудачи актриса зареклась сниматься на этой киностудии. Однако со временем обида зарубцевалась, и когда в 1950 году режиссёр этой же киностудии Владимир Браун пригласил Элину на роль Лены Алексеенко в картину "В мирные дни", она согласилась. Дебют Быстрицкой в кино оказался успешным. Несмотря на то что роль ей досталась весьма одноплановая и маловыразительная, зритель её все-таки запомнил.

В середине 1954 года Быстрицкую пригласили сниматься сразу в два фильма: на роль Виолы-Себастьяна в "Двенадцатой ночи" по Шекспиру (режиссёр Ян Фрид) и на главную роль в картине "Неоконченная повесть" (режиссёр Фридрих Эрмлер). Так перед Быстрицкой встала сложная задача - в каком из двух фильмов ей сниматься? Выбор её был неожиданным: шекспировской Виоле и Себастьяну актриса предпочла свою современницу - врача Елизавету Максимовну в фильме "Неоконченная повесть". Работа над этой ролью далась Быстрицкой нелегко. Она испытывала откровенную неприязнь к Сергею Бондарчуку - человеку, который играл её любимого. Фильм "Неоконченная повесть" вышел на широкий экран в 1955 году. Любовная история, показанная в картине, взяла людей за душу но мало кто из зрителей догадывался, что исполнители главных ролей, так вдохновенно играющие влюбленных на экране, на самом деле испытывали друг к другу совершенно противоположные чувства. Фильм "Неоконченная повесть" был первым большим успехом Элины Быстрицкой в кино. Актриса наделила свою героиню удивительным светом и личным обаянием. Быстрицкой в роли Елизаветы Максимовны подражали, новорожденных девочек называли Элинами, девчонки поступали в медицинские вузы. По опросу читателей газеты "Советская культура" Быстрицкая была названа лучшей актрисой 1955 года.

В декабре 1955 года её включили в официальную делегацию, отправившуюся на первую Неделю советского фильма в Париж. В Париж Быстрицкая ездила с актрисой Ларионовой. Во время этой поездки Ларионова поведала Элине о том, что Сергей Герасимов приступает к съёмкам "Тихого Дона" и ищет исполнителей главных ролей. А у Быстрицкой еще со времени работы в госпитале, где она читала раненым бойцам страницы этого бессмертного романа, зародилась мечта сыграть Аксинью. Поэтому, едва она прилетела из Парижа в Москву, прямо из аэропорта позвонила Герасимову и попросила допустить её к пробам. Герасимов принял её предложение. Пробы длились вплоть до августа 1956 года, и все это время Быстрицкой пришлось курсировать между Вильнюсом и Москвой. Причем до самого последнего момента было неизвестно, утвердят ли её на роль. Дело в том, что, помимо неё, на Аксинью претендовали ещё несколько известных актрис: Эмма Цесарская, Нонна Мордюкова. Роль досталась Быстрицкой благодаря автору романа - Михаилу Шолохову, выбор которого остановился на Элине.

На съёмках "Тихого Дона" она прошла курс мастерства у Герасимова. Он требовал абсолютного внешнего и внутреннего перевоплощения, максимальной правды даже в мелочах. Он помог Быстрицкой лучше разобраться в собственных возможностях. Актрисе пришлось набрать необходимый для образа вес, научиться ездить верхом, носить воду на коромысле, выкатывать бельё, изучить специфический говор, повадки, выработанные многими поколениями казаков. Когда фильм вышел на экраны, тридцать старейшин донских казаков предложили актрисе зваться Аксиньей Донской! Она ответила, что оставит фамилию родителей, но сохранит преданность казачеству. За эту роль Элина Быстрицкая удостоена звания Почетной казачки.

Роль в "Тихом Доне" стала подлинной победой актрисы, ее звёздным часом.

В начале 60-х годов вместе с Черкасовым, Меркурьевым и Бондарчуком Быстрицкая была приглашена в США в Белый Дом, удостоена вниманием супруги президента Эйзенхауэра. Американский дом моделей предложил ей туалет, в котором она должна была сфотографироваться для журнала "Америка". Но Быстрицкая была "бдительна" и как истинно советская отказалась.

Из-за рубежа ей приходили предложения сниматься в кино. Но все они оседали в Союзе кинематографистов.

После фильма "Николай Бауман" в кинематографической карьере Быстрицкой произошёл перерыв на целых 25 лет. Причина в том, что Элина Авраамовна слишком дотошно подходила к выбору ролей в кино, и поэтому многие режиссёры перестали приглашать её на съёмки.

В 1991 году Элина Быстрицкая вновь вернулась на съёмочную площадку, снявшись в психологическом детективе "Семь дней после убийства" по мотивам повести Жоржа Сименона "Тюрьма". Затем были мелодрама "Прощальные гастроли" и комедия "Бравые парни".

В 1997 году Быстрицкая снялась в фильме Булата Мансурова "Теплые ветры древних булгар", где она сыграла реальный исторический персонаж - княгиню Ольгу.

За годы творческой деятельности Элина Быстрицкая снялась в двадцати восьми фильмах, некоторые из них стали классикой советского кино. Кроме "Неоконченной повести" (1955 г.) и "Тихого Дона" (1957-1958 гг.), наиболее известны её работы в фильмах: "В мирные дни" (Лена Алексеенко, 1950 г.), "Богатырь идет в Марто" (радистка Сергеева, 1954 г.), "Добровольцы" (Лёля, 1958 г.), "Русский сувенир" (Пандора Монтези, 1960 г.), "Все остается людям" (Ксения Румянцева, 1963 г.), "Негасимое пламя" (1964 г.), "Николай Бауман" (М.Ф.Андреева, 1968 г.), "Сага древних булгар" (Булат Мансуров, 2005 г.).

Часть 1 • [ Часть 2 ] • Часть 3



© 14.06.2012-2017 Копирование информации разрешено только при ссылке на сайт elina-bystritskaya.ru